Новые материалы:


1233.jpg
desktopwallpapers.org.ua_17194.jpg
2171.jpg
2150.jpg?5031
1612.jpg
1768.jpg
1761.jpg
6517.jpg?5209
9424.jpg?3019
1941.jpg
1937.jpg
1931.jpg
1394011313_images-3.jpg
2118.jpg
1854.jpg
2389.jpg
image17133380_cc60b02311023dbcc5ec3f0e765ec400.jpg
5232.jpg?6603
2482.jpg
2554.jpg?9207
1878.jpg
10966.jpg

Интервью – жанр публицистики PDF Печать E-mail

Интервью – жанр публицистики

 

В настоящее время идёт бурное развитие публицистической литературы. Появляется всё больше и больше публикаций различного направления, которые находят своих читателей, и не остаются без внимания.

Одним из жанров публицистической литературы является интервью, которое отличается своей активностью и частотностью употребления, которое привлекает внимание все больший круг читателей своей лёгкостью, интересом и правдивостью.

Уже в ХIХ веке появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, тогда же закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определённые типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры и пр.

На протяжении своего развития, как и любое другое направление публицистической литературы, жанр интервью претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что, прежде всего в значительной степени определяется социальным контекстом.

Существует множество причин, влияющих на изменение рассматриваемого жанра. Так, значение термина “интервью” менялось в зависимости от развития самого жанра, политической ситуации в стране и от других лингвистических и экстралингвистических факторов.

Стоит отметить, что всё же база в определении жанра интервью сохранилась как “беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме”.

Термин “жанр” в научной литературе не имеет однозначного толкования. Интервью – интернациональное слово, оно одинаково произносится и понимается на разных языках, например: “Интервью (тэ), нескл., ср. Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.
(Дать интервью, получить интервью ) и “Interview interject: n. a meeting of persons face to face for the purpose of discussion, asking questions and getting opinions, esp. a meeting between a newspaper man and someone from whom he whishes to get statements, opinions, etc., as to have an interview with Prime Minister; to refuse to give any interviews to journalists ( Интервью, сущ., встреча людей лицом к лицу с целью обсудить что - либо , задать вопросы , поделиться мнением , и так далее , например , взять интервью у премьер-министра , отказываться дать интервью журналистам)”.

Сравнивая эти определения, можно сказать, что интервью – это метод (беседа как процесс получения сведений от интервьюируемого) и жанр. Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики. Но в связи с произошедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приёма в обработке материала), серьёзно встаёт вопрос о месте интервью в жанровой системе.

Так, авторы “Основ творческой деятельности журналиста” выделяют, в отличие от традиционных схем, пять групп текстов:

1. оперативно-новостные;
2. оперативно-исследовательские;
3. исследовательско-новостные;
4. исследовательские;
5. исследовательско-образные.

Место интервью определяют в группе оперативно-исследовательских текстов. Тем самым подчёркивается появление в этом жанре нового по сравнению с советским периодом качества – аналитичности.

В научной литературе существует множество классификаций видов интервью, выделяемых на различных основаниях – от формы подачи материала до тематики беседы. Например, для 50-х годов характерна только одна разновидность жанра интервью – интервью-рассказ. Постепенное расширение видового разнообразия жанра связано, прежде всего, с изменениями социального характера, раскрепощением общества. Трансформации жанра интервью отражаются в жанрообразующих признаках, “таких, как наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объём…”.

Наличие авторского начала – один из важнейших признаков любого жанра публицистики. В интервью автор выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо. Это вносит дополнительные сложности в описание стилистики данного жанра. Учёные сходятся в том, что авторская позиция, как бы она ни называлась, в интервью всё же присутствует, выражаясь в авторском стиле, манере речи, его речевой позиции.

Речевые позиции, или “речевые партии”, связаны с несколькими определяющими их факторами – темой, личностью собеседника, языковой компетенцией, языковым обликом говорящих. Здесь можно выделить две основные речевые позиции интервьюера:

1) интервьюер традиционно вежлив, корректен, придерживается норм публичного общения, вопросы, как правило, подготовлены заранее;

2)интервьюер – представитель “новой волны” журналистов, обладает своей “языковой маской”, психологической раскованностью и свободой в выборе языковых средств, интервью протекает в форме вольной беседы, вопросы часто не готовятся вовсе.

Основное коммуникативное задание, прагматическая цель интервью – “получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики”.

Любопытны интервью-портреты, в которых предметом речи является человек. Здесь всё направлено на раскрытие личности интервьюируемого. Но раскрытие личности собеседника через метод интервью в публицистике отлично от методов, используемых в художественной литературе. Начиная с XIX века в художественной литературе главной целью писателя было открыть читателю внутренний мир героя так, чтобы его поступки были понятны без объяснений со стороны автора, для чего вводились “пересечение, созвучие или перебой реплик открытого диалога с репликами внутреннего диалога героев”. В интервью журналиста и его собеседника целью становится извлечение неожиданного факта, новой информации, а не внутренний мир героя.

Развитие жанра интервью привело к появлению различных типов, отраженных в разнообразных классификациях. Цель и предмет сообщения отражаются в делении интервью на информационные, экспертные, проблемные, интервью-“знакомства”. В зависимости от предмета сообщения находится логическая схема интервью, которая может состоять из одного или двух смысловых центров. Еще одним жанрообразующим признаком является стандартность средств выражения.

Основной коммуникативной единицей интервью является реплика, которая, сцепляясь с другой репликой, образует диалогическое единство. Учёные выделяют различные типы диалогических единств, например, вопрос – ответ, вопрос – контрвопрос, побуждение – вопрос, побуждение – повествование, повествование – побуждение и так далее. Для интервью более характерно диалогическое единство вопрос – ответ.

От размещения вопросов и связи между ними напрямую зависит композиция интервью. Выделяются интервью со свободной композицией и интервью, композиция которых –

импровизированная беседа.

Интервью со свободной композицией отличается тем, что вопросы в нём можно переставлять, так как они едины лишь своей широкой тематикой, изменение места вопросов не влияет на течение разговора. Композиция импровизированного интервью представляет собой совершенно иной тип отношений вопросов и ответов, при котором “вопрос порождается предшествующим ответом собеседника, вследствие чего перестановка вопросно-ответных единств невозможна”. Ход такой беседы непредсказуем, либо прогнозируется лишь в общих чертах, роль журналиста сводится к тому, чтобы не дать собеседнику уйти от интересующей темы.

Рассмотрим типы вопросов журналиста, встречающиеся в интервью. Это могут быть:


1. закрытые (формирующие структуру ответа) и открытые (менее структурированные) вопросы;


2. вопросы о фактах (информационные) и о мнениях, желаниях и так далее;


3. по функциям вопросы делятся на контрольные (несколько формулировок одного вопроса), уточняющие (вопросы “в досыл”), зондирующие (выявляют эмоциональное состояние собеседника);


4. функционально-психологически вопросы могут быть зеркальными (в них повторяется ответ или ключевое слово ответа собеседника), косвенные (через выяснение мнения коллег выясняется личное мнение интервьюируемого), эстафетные (для перехода от темы к теме, поддержания разговора), вопросы-мосты (типа “А сейчас поговорим о…”), заключающие.

Далеко не всегда в ходе интервью журналист пользуется только вопросами. Часто это реплики, поддерживающие контакт, либо, наоборот, перебивающие монолог собеседника для уточнения фактов, возвращения к теме и так далее. Существует несколько способов связи реплик, используемых в интервью:

1. вторжение в чужую речь (разрыв речевой ткани);
2. использование модальных слов;
3. разрыв речи (перебивки);
4. повторы и вопросы-переспросы;
5. графически отображается способ или форма произношения собеседника, его речевая манера;
6. продолжение недосказанности (подхваты).

Итак, композиция интервью зависит от размещения вопросов и связи между ними; существует два основных типа композиции – свободная, при которой порядок вопросов произвольный, и композиция импровизированного интервью, в котором вопросы нельзя поменять местами, поскольку они вытекают один из другого. В интервью представлен широкий спектр вопросов, реплик, различны и типы связей реплик между собой. Все это в совокупности определяет вид интервью.


 


 

Войти


Команда


Мини-чат

Последнее сообщение: 6 часов, 48 минут назад
  • : Заявки будут приниматься только с 11 по 20 мая.
  • katana : Здрям-с.........
  • Жо-Жо : Mobile phone
  • katana : Umbrella
  • Жо-Жо : Angry smiley Devil Devil
  • Тундра : Note
  • : Thumbs up
  • makarova : Это образно к женскому полу, особенно к горожанкам.
  • makarova : Тундре
  • : Happy smiley

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения

PR-CY.ru